ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ В РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

      Одним из приоритетных направлений нашего Центра является экспертно – правовая работа в сфере оказания содействия заинтересованным субъектам в разработке законодательных инициатив и других нормативных правовых актов, а также экспертиза законопроектов в целях повышения эффективности и их качества. Наш Центр в области разработки законодательных инициатив осуществляет:

  1. сбор предложений, анализ актуальности вопросов, содействие в организации заседаний рабочих групп, представление интересов, обмен мнениями, фиксирование позиций, учет поступивших предложений, прогнозирование актуальности законодательной инициативы; 
  2. подготовку редакции концептуальных положений и решений после обсуждения инициатив с субъектами и заинтересованными лицами;
  3. проведение повторного анализа и написание проекта законодательной инициативы;
  4. подготовку запросов в соответствующие органы власти РФ, подготовку редакции законодательных инициатив для внесения их в законопроекты; 
  5. рассылку проекта законодательной инициативы участникам рабочей группы и заинтересованным лицам;
  6. отслеживание законодательных инициатив, внесение изменений. 

     Для осуществления эффективной подготовки и разработки законодательных инициатив привлекаются, в частности, эксперты в области: юриспруденции политологии, философии, социологии, представители общественных организаций. Также наш Центр активно взаимодействует с Международным институтом информатики, управления, экономики и права в г. Москве, который в своей Стратегии развития научно-исследовательской деятельности (Стратегия развития научной и инновационной деятельности) на 2018 -2023 гг. выделяет среди прочего формирование долговременной и устойчивой научной базы Института, ориентированной на дальнейшее развитие теоретических и прикладных исследований в области кадрового менеджмента, специального (дефектологического) образования и других научных направлений: поддержание деловых отношений с органами федеральной и региональной законодательной и исполнительной власти, с соответствующими министерствами и ведомствами в целях расширения участия Института в реализации образовательных программ и проектов. 

          Также Центр совместно с Международным институтом информатики, управления, экономики и права в г. Москве осуществляет: научно – исследовательскую деятельность в области права, организацию мероприятий с участием представителей законодательных органов государственной власти, соответствующих экспертных групп; проводит повышение квалификации и обучающие программы для лиц, ответственных за взаимодействие с органами власти; оказывает консультационные услуги в научной сфере. 

            В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида:

  • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчество государственных органов, отдельных должностных лиц и органов местного самоуправления (Государственной Думы, Правительства РФ, Президента, министра);
  • правотворчество общественных организаций и локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации, в профсоюзах);

        Стадии законопроектов в РФ: 

  • законодательная инициатива. Согласно ст. 104 Конституции РФ Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Согласно Регламенту Государственной Думы и ст. 116 Регламента рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или настоящим Регламентом.
  • принятие законов Государственной Думой. Согласно ст. 105 Конституции РФ законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).